Было лето 1989г. В августе, неожиданно быстро, мы получили из ОВИРа
разрешение на выезд в Израиль из СССР. Отстояв сутки в огромной очереди, мы с
боем оформили в Москве израильские визы в голландском посольстве (дипломатических
отношений с Израилем у СССР не было). Служащая представительства, просмотрев
наши бумаги, осведомилась, каким путем мы собираемся ехать. Я был к этому не
готов, что-то промямлил в ответ, после чего она обвинила меня в обмане, дескать
все понятно, в Израиль вы не собираетесь и, злобно на меня взглянув, швырнула
мне документы в лицо и приказала убираться вон. Спасла положение теща, заново
заполнив своей рукой бумаги и зайдя в представительство сама, без меня.
Весь остаток августа и начало сентября 1989 прошли в попытках достать
билеты на самолет из Шереметьева в Вену, но ничего с этим не получалось.
Очереди были огромные, люди ринулись со всех концов Союза, т.к. прошел слух,
что накатанный путь через Вену закрывается, и надо успеть, и рассчитывать
получить какие-то билеты можно было только на февраль-март 1990 года. Все
попытки найти хоть какой-то блат, с обещаниями переплатить также не имели
успеха. Честно говоря, если бы знать заранее, страшного ничего не было, можно
было бы и до февраля в Союзе дожить, но тогда нам было страшно так долго ждать.
Документов никаких (гражданство и советские паспорта отобрали), квартира сдана
государству (сколько они будут ждать, пока мы выедем?), работы уже нет, что
можно было продать – продано, денег ограниченное количество, как жить? А вдруг
что-то изменится, придется задержаться?
В итоге было решено ехать в Вену поездом через Чоп и как можно скорее.
Билеты на поезд взять было легче, и они были куплены на конец октября. Какой-то
багаж отправлять уже не было времени, Бог с ними, с вещами, дело наживное, что
можем унести с собой – то и берем.
Неделя до отьезда. Масса дел, приходится мотаться по Москве, пытаясь что-то
важное не упустить. Ездил я на машине, купленной совсем недавно, но уже не моей,
она была продана моему другу Вахтангу с условием, что мне машина будет нужна
вплоть до отьезда.
Едем с сыном домой по Садовому кольцу, где-то вьезжаем в подземную
развязку, на выезде красный светофор и грузовик перед ним. Становлюсь за ним
метрах в 2-х, жду зеленого. Внезапно в зеркало вижу несущийся на нас сзади
ЗИЛ-130, и понимаю, что остановиться он уже не успеет. Кричу сыну – держись!
Сильный удар, машина прыгает и втыкается во впереди стоящий на все еще красном
светофоре грузовик.
Щупаю себя, сына – вроде в порядке, какие-то лампочки на приборной панели
горят. Дыма нет. Вылезаем из машины, вроде целы. Осматриваю повреждения. Задний
бампер, багажник, фонари – побито. Спереди тоже не радостно. Капот, бампер,
передняя решетка, одна фара, что-то еще. Но радиатор цел, не течет, двигатель
работает.
Что делать? Подошел милиционер, который был недалеко и оказался свидетелем
происшествия. Оформили все, как полагается, за необходимой справкой об аварии
сказал явиться в отделение милиции. Звоню Вахтангу, дрожащим голосом рассказываю
историю. Вернуть деньги уже не могу, потрачено почти все.
- Все ерунда, сказал Вахтанг, - сам то цел?
- Цел, говорю, но что делать?
- Не переживай, починим, главное, что вы не пострадали.
Приезжай, посмотрим.
Еду. Он посмотрел, и сказал, что знает какого-то мастера, кто все сделает,
но вот надо где-то достать детали кузова для замены.
Если кто помнит конец 80-х, то в автомобильных магазинах было так же пусто,
как и в продуктовых. Мы узнали, что где-то на кольцевой дороге в 3 часа ночи
собирается черный автомобильный рынок, где все можно найти и купить. Поехали не
откладывая и все было куплено быстро и без проблем.
Однако теперь самое сложное и неприятное. Надо получить справку об аварии.
Машина-то все еще на мое имя, Вахтангу была выдана доверенность с правом
продажи, чтобы после отьезда он мог машину оформить на себя. Значит, в ГАИ надо
идти мне. А у меня никаких документов уже нет, паспорт и гражданство забрали,
одна израильская выездная виза с массой печатей на ней.
Ну, думаю, пропал мой отьезд, сейчас начнется. Иду с дрожью в коленках в
отделение. Захожу в кабинет. Там два стола, за одним сидит капитан с довольно
грозным видом, за другим еще кто-то в форме.
Обращаюсь к капитану, говорю, вот то-то и то-то произошло, мне надо
получить справку об аварии. Документы, говорит, продолжая что-то писать. Я ему
протягиваю дрожащей рукой свою израильскую визу. Он изумленно на нее смотрит.
- Это что такое?
- Виза, израильская, отвечаю, - дело в том, что я буквально днями уезжаю на
постоянное жительство в Израиль, и вот такое случилось.
- Паспорт давай.
- Нет у меня паспорта.
- Как так? – опять изумление.
- Вот так, говорю, и обьясняю, как могу, ситуацию. Без того, чтобы не сдать
паспорт и гражданство и оплатить эти расходы из страны не выпускают. Других
документов нет.
Вертел он в руках несколько минут мою визу, что-то думал, а потом обернулся
к своему товарищу и говорит:
- Ну, что, Коля, поедем к Георгию в гости в Балтимор? Ты как, Георгий,
примешь?
Ноги подогнулись и я сел на стул, чтобы не упасть. Вот чего не ожидал!
Заикаясь, говорю:
- А..а почему вы решили, что я в Балтимор еду? Я в Израиль...
- Да ладно, знаем мы вас. Ну так как, приглашаешь в гости? Коля, напиши ему
справку, пусть едет. Счастливо тебе там, Георгий.
Вышел я, окрыленный таким неожиданным везением, и мы стали готовиться к
отьезду.
Провожать нас вызвался тот же самый мой друг Вахтанг. Я купил ему билет на
поезд до Чопа на несколько часов раньше нашего и попросил, чтобы он по приезду
взял там носильщика, чтобы помочь с вещами, и все разузнал. В Чопе надо было
проходить таможню, для чего надо было выгрузиться, пройти контроль, а потом
загрузиться обратно. Это касалось только эмигрантов, едущих же в командировку
или по другим поводам граждан СССР досматривали быстро и без проблем прямо в
вагоне.
Мы сели благополучно в поезд на Киевском вокзале в Москве, и когда на
другой день он подошел к станции Чоп, я еще на подходе заметил бегущего к
поезду своего приятеля.
- Один? А где носильщик с тележкой?
- Кидай вещи, прыгай, бежим скорее!
Окэй, хватаю чемоданы и мы бежим, за мной жена с тещей и сын, тащат все
наши вещи. Забегаем в здание вокзала –
ужас, яблоку негде упасть, крик, шум, люди на полу сидят и лежат, горы
вещей, детский плач... Проталкиваюсь за ним, наконец, пробились к какой-то очереди,
он говорит – стой здесь, я сейчас твоих приведу. Стою. Подошли запыхавшиеся
жена с сыном и теща, очередь заволновалась, что дескать стоял один, а теперь
еще кого-то привел. Но стоящий за мной какой-то парень с семейством отодвинулся
и мы все как-то расположились. Оказалось, что это очередь в таможню и мы стоим
там в очереди вторыми.
Каким образом Вахтанг воткнул нас в очередь вторыми – не знаю по сей день,
но это был наш счастливый билет. Таможня работала медленно, они не торопились, пройти
таможню и попасть обратно в свой поезд было почти невыполнимо, т.к. поезд стоял
в Чопе всего часа полтора перед отходом за границу, и обычно только 2-3 семьи
успевали на свой поезд. Таким образом, люди застревали на вокзале в Чопе на несколько
дней, теряя свои места в поездах, ночуя на вокзале как придется и потом пытаясь
как-то добраться до Братиславы и Вены. Последним, кто успел в тот день,
оказался как раз тот самый парень с семейством, который стоял в очереди за
мной.
Не буду описывать, как нас трясли и переворачивали все вверх дном на
таможне, перед тем, как выпустить, но в итоге мы оказались на выходе из таможни
на перроне с кучей своих узлов и чемоданов, возле поезда, и теперь надо было
грузиться обратно в свой вагон. А вагон наш оказался не рядом, а далеко, не
менее чем в полуторе сотен метров. Берем тещу, жена остается у вещей, мы с
сыном хватаем какие-то чемоданы, бежим. Погрузили тещу в вагон, наказав, что
если поезд тронется, сорвать стоп-кран.
Бежим обратно, хватаем еще вещи, и назад, к вагону. В окнах вагона несколько
парней, глядя на нас, весело переговариваются. А у меня после всех этих
стрессов и бега сил нет даже чемодан на площадку вагона поднять. Вдруг
обьявляют: поезд такой-то отходит через 5 минут. Тут эти ребята, увидев, что
дело плохо, стали помогать втаскивать наши вещи в вагон. Короче, несмотря на
обьявление, поезд к нашему счастью стоял еще минут 20, и с их помощью мы успели
загрузиться.
Поехали. У меня с собой была бутылка коньяка. Я взял одну и пошел в купе,
где ехали эти ребята, их благодарить, намереваясь просто сказать спасибо за
помощь. Но не тут то было. Меня не отпустили. В купе стоял ящик водки и два
ящика кумыса (!). Как мне тут же обьяснили, кумысом очень хорошо водку
запивать. Ребята эти оказались администрацией какого-то небольшого белорусского
города с мэром во главе. Ехали они в Австрию в какой-то город-побратим того
белорусского города с дружеским визитом.
Коньяк исчез очень быстро, за ним пошла водка с кумысом, не помню, какая
была закуска и как я добрался обратно до своего купе. Помню только, что мне
было очень нехорошо ночью, но в середине следующего дня мы сошли с поезда в
Вене, тепло распрощавшись с белорусами.
Вот такое было “веселое” начало нашей эмигрантской жизни. А мы перед тем,
как попасть в Америку, провели месяц в Австрии, в горах, вдали от Вены, а затем
еще четыре месяца (всю зиму) в Италии, но это уже другая история.
2 comments:
de RX1AG
Георгий привет! Прочитал твою историю выезда. Мало кто сейчас помнит и знает, что все описанное тобой, реально было в СССР. Перед отъездом документы изымались, и человек превращался непонятно в кого... Я рад, что в итоге у тебя все сложилось нормально.
73 Валентин
Валентин, большое спасибо за комментарий!
73!
Post a Comment