Как мы уезжали из СССР (эмигрантская история).




Было лето 1989г. В августе, неожиданно быстро, мы получили из ОВИРа разрешение на выезд в Израиль из СССР. Отстояв сутки в огромной очереди, мы с боем оформили в Москве израильские визы в голландском посольстве (дипломатических отношений с Израилем у СССР не было). Служащая представительства, просмотрев наши бумаги, осведомилась, каким путем мы собираемся ехать. Я был к этому не готов, что-то промямлил в ответ, после чего она обвинила меня в обмане, дескать все понятно, в Израиль вы не собираетесь и, злобно на меня взглянув, швырнула мне документы в лицо и приказала убираться вон. Спасла положение теща, заново заполнив своей рукой бумаги и зайдя в представительство сама, без меня.

Весь остаток августа и начало сентября 1989 прошли в попытках достать билеты на самолет из Шереметьева в Вену, но ничего с этим не получалось. Очереди были огромные, люди ринулись со всех концов Союза, т.к. прошел слух, что накатанный путь через Вену закрывается, и надо успеть, и рассчитывать получить какие-то билеты можно было только на февраль-март 1990 года. Все попытки найти хоть какой-то блат, с обещаниями переплатить также не имели успеха. Честно говоря, если бы знать заранее, страшного ничего не было, можно было бы и до февраля в Союзе дожить, но тогда нам было страшно так долго ждать. Документов никаких (гражданство и советские паспорта отобрали), квартира сдана государству (сколько они будут ждать, пока мы выедем?), работы уже нет, что можно было продать – продано, денег ограниченное количество, как жить? А вдруг что-то изменится, придется задержаться?

В итоге было решено ехать в Вену поездом через Чоп и как можно скорее. Билеты на поезд взять было легче, и они были куплены на конец октября. Какой-то багаж отправлять уже не было времени, Бог с ними, с вещами, дело наживное, что можем унести с собой – то и берем.

Неделя до отьезда. Масса дел, приходится мотаться по Москве, пытаясь что-то важное не упустить. Ездил я на машине, купленной совсем недавно, но уже не моей, она была продана моему другу Вахтангу с условием, что мне машина будет нужна вплоть до отьезда.

Едем с сыном домой по Садовому кольцу, где-то вьезжаем в подземную развязку, на выезде красный светофор и грузовик перед ним. Становлюсь за ним метрах в 2-х, жду зеленого. Внезапно в зеркало вижу несущийся на нас сзади ЗИЛ-130, и понимаю, что остановиться он уже не успеет. Кричу сыну – держись! Сильный удар, машина прыгает и втыкается во впереди стоящий на все еще красном светофоре грузовик.

Щупаю себя, сына – вроде в порядке, какие-то лампочки на приборной панели горят. Дыма нет. Вылезаем из машины, вроде целы. Осматриваю повреждения. Задний бампер, багажник, фонари – побито. Спереди тоже не радостно. Капот, бампер, передняя решетка, одна фара, что-то еще. Но радиатор цел, не течет, двигатель работает.

Что делать? Подошел милиционер, который был недалеко и оказался свидетелем происшествия. Оформили все, как полагается, за необходимой справкой об аварии сказал явиться в отделение милиции. Звоню Вахтангу, дрожащим голосом рассказываю историю. Вернуть деньги уже не могу, потрачено почти все.
- Все ерунда, сказал Вахтанг, - сам то цел?
- Цел, говорю, но что делать?
- Не переживай, починим, главное, что вы не пострадали.
Приезжай, посмотрим.

Еду. Он посмотрел, и сказал, что знает какого-то мастера, кто все сделает, но вот надо где-то достать детали кузова для замены.

Если кто помнит конец 80-х, то в автомобильных магазинах было так же пусто, как и в продуктовых. Мы узнали, что где-то на кольцевой дороге в 3 часа ночи собирается черный автомобильный рынок, где все можно найти и купить. Поехали не откладывая и все было куплено быстро и без проблем.

Однако теперь самое сложное и неприятное. Надо получить справку об аварии. Машина-то все еще на мое имя, Вахтангу была выдана доверенность с правом продажи, чтобы после отьезда он мог машину оформить на себя. Значит, в ГАИ надо идти мне. А у меня никаких документов уже нет, паспорт и гражданство забрали, одна израильская выездная виза с массой печатей на ней.

Ну, думаю, пропал мой отьезд, сейчас начнется. Иду с дрожью в коленках в отделение. Захожу в кабинет. Там два стола, за одним сидит капитан с довольно грозным видом, за другим еще кто-то в форме.  Обращаюсь к капитану, говорю, вот то-то и то-то произошло, мне надо получить справку об аварии. Документы, говорит, продолжая что-то писать. Я ему протягиваю дрожащей рукой свою израильскую визу. Он изумленно на нее смотрит.

- Это что такое?

- Виза, израильская, отвечаю, - дело в том, что я буквально днями уезжаю на постоянное жительство в Израиль, и вот такое случилось.

- Паспорт давай.

- Нет у меня паспорта.

- Как так? – опять изумление.

- Вот так, говорю, и обьясняю, как могу, ситуацию. Без того, чтобы не сдать паспорт и гражданство и оплатить эти расходы из страны не выпускают. Других документов нет.

Вертел он в руках несколько минут мою визу, что-то думал, а потом обернулся к своему товарищу и говорит:

- Ну, что, Коля, поедем к Георгию в гости в Балтимор? Ты как, Георгий, примешь?

Ноги подогнулись и я сел на стул, чтобы не упасть. Вот чего не ожидал! Заикаясь, говорю:

- А..а почему вы решили, что я в Балтимор еду? Я в Израиль...

- Да ладно, знаем мы вас. Ну так как, приглашаешь в гости? Коля, напиши ему справку, пусть едет. Счастливо тебе там, Георгий.

Вышел я, окрыленный таким неожиданным везением, и мы стали готовиться к отьезду.

Провожать нас вызвался тот же самый мой друг Вахтанг. Я купил ему билет на поезд до Чопа на несколько часов раньше нашего и попросил, чтобы он по приезду взял там носильщика, чтобы помочь с вещами, и все разузнал. В Чопе надо было проходить таможню, для чего надо было выгрузиться, пройти контроль, а потом загрузиться обратно. Это касалось только эмигрантов, едущих же в командировку или по другим поводам граждан СССР досматривали быстро и без проблем прямо в вагоне.

Мы сели благополучно в поезд на Киевском вокзале в Москве, и когда на другой день он подошел к станции Чоп, я еще на подходе заметил бегущего к поезду своего приятеля.

- Один? А где носильщик с тележкой?

- Кидай вещи, прыгай, бежим скорее!

Окэй, хватаю чемоданы и мы бежим, за мной жена с тещей и сын, тащат все наши вещи. Забегаем в здание вокзала –  ужас, яблоку негде упасть, крик, шум, люди на полу сидят и лежат, горы вещей, детский плач... Проталкиваюсь за ним, наконец, пробились к какой-то очереди, он говорит – стой здесь, я сейчас твоих приведу. Стою. Подошли запыхавшиеся жена с сыном и теща, очередь заволновалась, что дескать стоял один, а теперь еще кого-то привел. Но стоящий за мной какой-то парень с семейством отодвинулся и мы все как-то расположились. Оказалось, что это очередь в таможню и мы стоим там в очереди вторыми.

Каким образом Вахтанг воткнул нас в очередь вторыми – не знаю по сей день, но это был наш счастливый билет. Таможня работала медленно, они не торопились, пройти таможню и попасть обратно в свой поезд было почти невыполнимо, т.к. поезд стоял в Чопе всего часа полтора перед отходом за границу, и обычно только 2-3 семьи успевали на свой поезд. Таким образом, люди застревали на вокзале в Чопе на несколько дней, теряя свои места в поездах, ночуя на вокзале как придется и потом пытаясь как-то добраться до Братиславы и Вены. Последним, кто успел в тот день, оказался как раз тот самый парень с семейством, который стоял в очереди за мной.

Не буду описывать, как нас трясли и переворачивали все вверх дном на таможне, перед тем, как выпустить, но в итоге мы оказались на выходе из таможни на перроне с кучей своих узлов и чемоданов, возле поезда, и теперь надо было грузиться обратно в свой вагон. А вагон наш оказался не рядом, а далеко, не менее чем в полуторе сотен метров. Берем тещу, жена остается у вещей, мы с сыном хватаем какие-то чемоданы, бежим. Погрузили тещу в вагон, наказав, что если поезд тронется, сорвать стоп-кран.

Бежим обратно, хватаем еще вещи, и назад, к вагону. В окнах вагона несколько парней, глядя на нас, весело переговариваются. А у меня после всех этих стрессов и бега сил нет даже чемодан на площадку вагона поднять. Вдруг обьявляют: поезд такой-то отходит через 5 минут. Тут эти ребята, увидев, что дело плохо, стали помогать втаскивать наши вещи в вагон. Короче, несмотря на обьявление, поезд к нашему счастью стоял еще минут 20, и с их помощью мы успели загрузиться.

Поехали. У меня с собой была бутылка коньяка. Я взял одну и пошел в купе, где ехали эти ребята, их благодарить, намереваясь просто сказать спасибо за помощь. Но не тут то было. Меня не отпустили. В купе стоял ящик водки и два ящика кумыса (!). Как мне тут же обьяснили, кумысом очень хорошо водку запивать. Ребята эти оказались администрацией какого-то небольшого белорусского города с мэром во главе. Ехали они в Австрию в какой-то город-побратим того белорусского города с дружеским визитом.

Коньяк исчез очень быстро, за ним пошла водка с кумысом, не помню, какая была закуска и как я добрался обратно до своего купе. Помню только, что мне было очень нехорошо ночью, но в середине следующего дня мы сошли с поезда в Вене, тепло распрощавшись с белорусами.

Вот такое было “веселое” начало нашей эмигрантской жизни. А мы перед тем, как попасть в Америку, провели месяц в Австрии, в горах, вдали от Вены, а затем еще четыре месяца (всю зиму) в Италии, но это уже другая история.

2 comments:

VAL - RX1AG said...

de RX1AG
Георгий привет! Прочитал твою историю выезда. Мало кто сейчас помнит и знает, что все описанное тобой, реально было в СССР. Перед отъездом документы изымались, и человек превращался непонятно в кого... Я рад, что в итоге у тебя все сложилось нормально.
73 Валентин

N2HO said...

Валентин, большое спасибо за комментарий!
73!